Применение роторных двигателей и их формы многообразны. Интересным будет рассмотреть малокубатурные Ванкели. Первая статья будет посвящена производителям таких моторчиков из прошлых лет.
Самым активным производителем малых Ванкель- моторов в прошлом веке была немецкая компания «Fichtel & Sachs». Эта компания весьма старая, она была образована еще в конце 19-го века и производила тогда велосипедные колесные втулки свободного хода. Нужно сказать, что втулка заднего колеса современного велосипеда обязана своим появлением именно разработкам фирмы «Fichtel & Sachs». В 30-х годах компания производила ступицы для тракторов и автомобилей, а так же мотоциклы и двигатели к ним. Этот бизнес расширился и после 2-й Мировой войны, поэтому к 50-м годам производство мотоциклов было выделено в отдельную компанию, а кроме мотоциклетных поршневых моторов компания в конце 60-х годов начала производить целую линейку малых Ванкелей разной кубатуры. Hercules – так называлась выделенная из «Fichtel & Sachs» фирма, производитель мотоциклов. Она известна за пределами Германии благодаря мотоциклу Hercules Wankel 1974 года выпуска с роторным двигателем Sachs. При этом надо помнить что и в Англии был другой производитель мотоциклов с таким же названием – Hercules.
Самым маленьким моторчиком был OS wankel. Этот моторчик объемом всего 4,97 куб.см, предназначенный для использования в авиамоделях. Он работал на спирте и на оборотах в 17 000 об/мин этот двигатель развивал заметную мощность в 1,1 л.с., имел вес в дюралевом корпусе менее 400 гр и умещаясь на ладони.
Следующим в размерной линейке был двигатель КМС-4 объёмом 58 куб.см, и он устанавливался на бензопилы.
Потом по возрастанию мощности шел мотор КМ -3 рабочим объемом
110куб см. и это был двигатель для газонокосилки мощность 3 л.с.
Далее по линейке мощностей был двигатель КМ -48. Он имел объем 160 куб.см – и развивал мощность в номинале 8 л.с. на 8 тыс оборотах, и до 14 л.с. на 12 тыс оборотах. Этот моторчик устанавливался на различные виды силового оборудования, лодочные моторы, и различные сверхлегкие планеры и дельтапланы.
И самым мощным среди моторов производства «Fichtel & Sachs» была модель КМ — 24 рабочим объемом 295 куб.см. Это двигатель предназначался для снегохода и мотоцикла ( он устанавливался на мотоцикл Hercules W-2000). Так же у мотора была версия чуть большего размера на 303 куб см. (она называлась KM 914 B). Этот мотор устанавливался больше всего на снегоходы. Мощность мотора была 28 л.с. на 6 тыс оборотах, и как всякий Ванкель мотор могла крутится кратковременно до 12 тыс оборотов, выдавай значительно большую мощность. И самое интересное, что была ограниченная серия таких моторов из двух роторных секций мощностью в 60 л.с. на 6 тыс оборотах.
Вся эта обширная и полноценная линейка малых моторчиков производилась примерно до середины 70-х годов прошлого века. И потом производство было прекращено. Причин такого печального завершения производственной программы малых Ванкель-моторов было несколько. Во — первых сыграл немалую роль нефтяной кризис 1973 года, когда нефть поднялась в цене в 4 раза. А Ванкель- моторы имели повышенный расход топлива по сравнению с 4-х тактными поршневыми двигателями.
Далее – все эти моторы были весьма дорогими. Ибо имели корпуса из алюминиевого сплава, который был изнутри для прочности и износостойкости покрыт никасилем. Это дорогое в нанесении покрытие, которое к тому же было склонно к отслоению при перегреве. А перегрев малых моторов с воздушным охлаждением и корпусом из алюминиевого сплава, это очень часто встречающийся случай. По итогу этих причин и не удивительно, что к середине 70-х годов производство таких моторов было прекращено. На сегодняшний день в американских маркет-плейсах (он лайн барахолках) типа еВау или Сraigslist можно изредка встретить в продаже такие моторчики. За работоспособный экземпляр цена колеблется в пределах 2 – 3 тыс $. Но встретить сегодня такой «живой» моторчик это большая редкость.
А сама фирма «Fichtel & Sachs» в конце 90-х годов вошла в состав промышленной группы Mannesmann, и стала именоваться Mannesmann Sachs AG. На сегодняшний день эта компания производит компоненты трансмиссии и подвески — амортизаторы, диски сцепления и проч.
Следующая статья: Роторные мотоциклы — 1.