Продолжаем серию статей про малокубатурные Ванкель-моторы. Вторая из этих статей будет посвящена мотоциклетным моторам и мотоциклам с роторными двигателями.
Первым серийным мотоциклом с роторным двигателем схемы Ванкеля, был немецкий мотоцикл Hercules W-2000. Как я уже упоминал в предыдущей статье, мотопроизводитель Hercules был дочерней фирмой компании «Fichtel & Sachs» которая с середины 60-х годов разрабатывал и выпускала малокубатурные Ванкель- моторы. Следует упомянуть, что компания «Nuremberg Hercules- Werke» оказывается одним из старейших в мире производителей мотоциклов, и свой первый мотоцикл она выпустила в 1904 году. А первым в мире мотоциклом был французский Peugeot , который начал производство мотоциклов в 1898 году. Компания Nuremberg Hercules- Werke была образована в 1886 году как производитель велосипедов, и стала к 20м годам 20го века стала заметным производителем мотоциклов и велосипедов в Германии. В 1963 году компания была куплена фирмой «Fichtel & Sachs» и производство мотоциклов было выделено в отдельную компанию под названием Sachs Motorcycles, но продолжала выпускать мотоцикла под торговой маркой Hercules. Надо сказать. что компания сохранилась до сегодняшнего времени, в 2008 году сменила название с SACHS Fahrzeug- und Motorentechnik GmbH на SFM GmbH и сегодня вполне успешно выпускает электро- скутеры и электро -велосипеды.
Итак, Hercules W-2000 был разработан в конце 1960-х годов. Мотоцикл был впервые показан на немецкой торговой выставке (Internationale Fahrrad und Motorrad-Ausstellung IFMA — Международная выставка велосипедов и мотоциклов) в 1970 году. Выставочный прототип имел двигатель Sachs KM-914 (мощностью 28 л.с., который уже массово производился и ставился на снегоходы и пр.), коробку передач BMW 250 и карданную передачу на заднее колесо.
Производство началось в 1974 году и прекращено через 3 года в 1977 году. Причиной прекращения выпуска мотоциклов были низкие объемы продаж мотоцикла- всего около 40 штук в месяц, что не позволяло производству стать рентабельным и получать прибыл. Виной тому могла быть высокая цена мотоцикла – эквивалент 1900 долларов, что было тогда очень дорого. Всего за период производства было реализовано 1800 мотоциклов. После прекращения производства оборудование и оснастка производственной линии были проданы британской компании Norton
Вторыми по хронологии выпуска мотоциклов с роторными моторами был японские производители. У каждого из четырех крупных японских производителей были прототипы или планы на машины с роторными моторами, но в производство пошел только Suzuki RE5. Хотя Yamaha показала свой прототип модели RZ-201 с двухроторным двигателем объемом 660 куб.см и мощностью около 60 л.с. на Tokyo_Motor_Show» Токийском автосалоне в 1972 году. Фирма Kawasaki в 1972 г. также испытывала прототип «модель X99» с роторным двигателем. В прессе тех лет та же были упоминания что Honda так же экспериментировала с роторным мотоциклом.
Итак, японский мотоцикл Suzuki RE5 который выпускался с 1974 пo 1976 годы. Всего было выпущено в общей сложности около 6000 машин RE5.
Двигатель объемом 497 куб.см имел один ротор. Геометрическая степень сжатия составляла 9,4:1. Мощность 60 л.с. Была одна свеча. Максимальная скорость 168 км/ч. Двигатель был с двумя контурами жидкостного охлаждения: водяным охлаждением и масляным. Питание было карбюратором. Основные детали корпуса создавались из алюминиевого сплава с электрохимическим никасилевым покрытием. Самые уязвимые элементы двигателя- радиальные уплотнения (апексы) были изготовлены из стали легированной карбидом титана (Ferro Tic). Но при всех этих ухищрениях мотоцикл страдал извечной болезнью двигателей Ванкеля- повышенным расходом топлива, особенно на малых оборотах. На трассе Suzuki RE5 расходовал 8 литров бензина на 100 км, а в городском цикле- заметно больше.
В 1985 году журнал Cycle World в своем большом обзоре мотоциклов прошлого десятилетия характеризовал модель RE5 как дорогой, крайне слишком сложный в ремонте, и при том недостаточно мощный. И последним из трёх мото — производителей, которые серийно выпускали мотоциклы, был британский Norton. Вообще, мотоциклетный бренд Norton , имел трудную историю. В 30-х годах прошлого века и во время Второй мировой войны, это был один из самых крупных производителей мотоциклов в Британии. Так же фирма уделяла много сил и времени созданию спортивных моделей, как и участию в гонках и добилась больших успехов в этом деле. Но 60-х годах фирма не смогла достойно конкурировать с американскими, немецкими и японскими производителями, поэтому и оказалась в трудном финансовом положении и прошла через череду процедур объявления несостоятельности и покупку другими коммерческими структурами.
В 80-х годах в очередной попытке найти свежие технические решения в условиях жесткой конкурентной борьбы на мото — рынке, компания обратилась к идее выпуска мотоциклов с роторными двигателями. Период с 1981 по 1992 годы в истории фирмы характеризуется как «роторный период». Вообще, Компания Norton работала над прототипом роторного мотоцикла в течение 70-х годов прошлого века, как она купила оборудование у немецкого «Fichtel & Sachs». Первой моделью с роторным двигателем был мотоцикл Interpol 2, который начал выпускаться в 1984 году. Название «Интерпол» — отражает назначение мотоцикла. Эта модель никогда не продавалась на свободном рынке и поставлялась только в полицию Британии. Соответственно и объем выпуска был всего несколько сотен машин за весь период. Мотоцикл оснащался двухроторным двигателем Ванкеля рабочим объемом 588 куб.см. и мощностью 85 л.с. Было две версии мотоцикла- с воздушным и водяным охлаждением двигателя. Эта модель была вполне успешной в своем узком объеме спроса. И поэтому фирма решила продолжить успех уже в версии для широкого гражданского рынка. Это были последовательно две модели. Первым был Norton Classic с двигателем воздушного охлаждения. Потом производился Norton_Commander — с двигателем жидкостного охлаждения. И завершающим была модель Norton F1. Все эти модели мотоциклов комплектовались одним и тем же двигателем объема — 588 куб.см, только с разными системами охлаждения и небольшими изменениями в системах впуска и выпуска. Самый совершенный из моторов стоял на мотоцикле модели F1 и выдавал 94 л.с. при 9500 об/мин. Было еще несколько опытных моделей мотоциклов Norton с разными рамами и дизайном, но везде стоял один и тот же двигатель.
Нужно сказать, что даже самые «тиражные» модели типа Norton Classic были произведены крайне ограниченными сериями количеством не более 200 шт. Такие небольшие объемы продаж происходили из-за высокой цены мотоцикла и никак не могли дать нужный объем прибыли для успешной работы компании. Финансовое положение компании становилось все тяжелее, и в 1991 оду началась процедура банкротства, и в 1993 году компания была продана канадской компании Wildrose Ventures. С тех пор бренд сменил несколько владельцев и время от времени пытается восстановить производство мотоциклов.
Пару слов нужно сказать о роторных двигателях, которые устанавливались на мотоциклах Norton. Исторически они восходят к двигателям немецкого производителя «Fichtel & Sachs». Но группа инженеров, выходцев из исследовательского центра британской военной корпорации BSA (Birmingham Small Arms Company) во главе с Д. Гэрсайтом на основе немецкого мотора разработали свою конструкцию объемом 588 куб.см. Основное внимание в этой конструкции было уделено проектированию эффективной системы охлаждения. Но повышенный расход бензина эти инженеры так и не смогли побороть.
И на последок статьи — самый малотиражный проект мотоцикла с роторным двигателем. Его основал в Амстердаме Хенк ван Вин, голландский импортер мотоцилов Kreidler (это немецкая марка мотоциклов и мотороллеров, производившая такую технику до 1982 года). Мотоцикл назывался Van Veen OCR 1000. Особенностью проекта было то, что мотоциклы использовали автомобильные роторные моторы Comotor 624 объемом 996 куб.см
Двухроторный 996-кубовый мотор (созданный для автомобилей Citroen Birotor) выдавал 107 лошадей и мог разгонять мотоцикл до максимальной скорости 217 км/ч. Нефтяной кризис 1973 года, когда нефть и бензин подорожали в 4 раза, остановил сбыт таких автомобилей и на складах Citroen остался нераспроданный запас таких моторов. Вот на них, для установки на мотоциклы, и рассчитывал Хенк ван Вин. Но высокая цена за мотоцикл (15 000 долларов США), привела к тому, что за все годы производства, с 1978 до 1981, удалось продать всего 38 штук.
Интересно, что 2011 году оставшиеся детали OCR 1000 были выкуплены неким энтузиастом Андрисом Вилингой, который построил и сумел продать 10 мотоциклов по необычной цене 81 000 Евро.
В следующей статье мы поговорим о роторных мотоциклах родом из СССР.